Сфера образования

В данном разделе описываются основные понятия и терминология применяемые в сфере образования.

Основные определения

Общие понятия

Учебный процесс
система организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой лежит взаимосвязь преподавания и учения. Направлен на достижение целей обучения и воспитания. Определяется учебными планами, рабочими программами, а также планами воспитательной работы, включает все виды обязательных учебных занятий, учебную и производственную практику, исследовательскую и самостоятельную (внеаудиторную) работу обучающихся. Строится на взаимодействии трёх сторон: обучающегося, преподавателя и контролёра. В качестве последнего часто выступает государство, через своего представителя. В этом случае по окончании учебного процесса обучающемуся выдается документ государственного образца. Но в качестве контролёра может выступать и частное лицо, общественная или частная организация. Преподаватель, как физическое лицо, может отсутствовать, но при этом быть представленным косвенно через учебные и методические материалы.
Образовательный стандарт
понятие образовательного стандарта в России появилось с введением Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Статья 7 этого закона была посвящена государственным образовательным стандартам (ГОС). Данный закон относил к компетенции Правительства РФ утверждение ГОС. ГОС высшего профессионального образования (ВПО), утверждённый Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 940, определил структуру ВПО. С 2000 года стали приниматься ГОС ВПО первого поколения по каждой специальности и каждому направлению подготовки по ступеням образования (ГОС-1). С 2005 года стали приниматься ГОС ВПО второго поколения, ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков (ГОС-2). В 2009 году были приняты изменения в ФЗ от 22.08.1996 № 125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Это потребовало изменения системы ГОС, которые стали федеральными (третьего поколения, ФГОС-3). Основой для них стал компетентностный подход, согласно которому высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. 29.12.2012 был принят ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 01.09.2013 года. Система высшего профессионального образования объединилась с послевузовским профессиональным образованием и стала именоваться высшим образованием (по соответствующим уровням). С этого момента в постепенно начинают вводиться стандарты нового поколения (ФГОС 3+). Некоторые ВУЗы, в том числе МГУ им. М. В. Ломоносова имеют право разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням ВО. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ ВО, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС.
Профессиональный стандарт
характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Профессиональные стандарты разработаны и применяются согласно статье 195.2 и статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации. Ведение реестра профессиональных стандартов, его актуализация и размещение на специализированном сайте Минтруда РФ «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) осуществляется ФГБУ «НИИ труда и социального страхования» Минтруда РФ, согласно приказу Минтруда РФ № 667н от 29.09.2014.
Квалификационные требования
требования к подготовке, профессиональным знаниям, мастерству и опыту, а также соответствующему состоянию здоровья, которые дают специалисту возможность надлежащим образом осуществлять свои функции. В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) или с учетом профессиональных стандартов. Постановлением Правительства РФ № 787 от 31.10.2002 установлено, что ЕТКС состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих. В том же постановлении установлено, что ЕКС состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.
Профессия, специальность, направление подготовки
совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач. Их классификация и кодирование приводится в общероссийском классификаторе специальностей по образованию (ОКСО). Профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы.
Укрупненная группа специальностей
совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки. Для обобщенной характеристики профессий, специальностей и направлений подготовки укрупненные группы объединяются в области образования.
Область образования
совокупность укрупненных групп, относящихся к определенной сфере деятельности.
Структура ФГОС

каждый стандарт согласно ст. 11 ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» включает 3 вида требований:

  • требования к структуре ООП, в том числе требования к соотношению частей ООП и их объёму, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации ООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям (важным требованием впервые появившемся в ФГОС 3+ является наличие электронного портфолио обучающегося);
  • требования к результатам освоения ООП. Для реализации каждого ФГОС образовательное учреждение должно разработать ООП.
Виды образования

согласно ст. 10 ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» существует 4 вида образования:

  • общее образование;
  • профессиональное образование;
  • дополнительное образование;
  • профессиональное обучение.
Общее образование

согласно ст.10 ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются следующие уровни общего образования:

  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование.
Профессиональное образование

согласно ст.10 ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

  • среднее профессиональное образование;
  • высшее образование - бакалавриат;
  • высшее образование - специалитет, магистратура;
  • высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Высшее образование (ВО)
три уровня профессионального образования, следующие после среднего общего или среднего профессионального образования. Включают в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. При трёхстепенной системе ВО, принятой, в частности, в России, деление происходит на бакалавров (первая ступень), магистров и специалистов (вторая ступень) и кадры высшей квалификации. Высшее образование можно получить по очной, заочной, очно-заочной (вечерней) или свободной формах обучения (дистанционное образование), а также в форме экстерната. Порядок получения ВО регламентирован ст. 69-72 ФЗ от 09.12.2012 № 273 (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации».
Специальности и направления подготовки
ВО реализуется в РФ по направлениям подготовки и специальностям. Направления подготовки подразумевают под собой подготовку по программам бакалавриата и магистратуры, а специальности — специалитета и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и ассистентуре-стажировке. Перечень специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по ним, утверждены приказом МОН РФ от 12.09.2013 № 1061 (ред от 01.10.2015), на настоящий момент 445. Направления подготовки и специальности сгруппированы по укрупненным группам (УГС). УГС объединяют совокупности специальностей и направлений подготовки, относящихся к какой-либо широкой предметной области, в настоящее время выделены 55 УГС в 8 областях науки и искусства. Направления подготовки и специальности имеют шестизначный код. Первые две его цифры означают номер УГС, к которой относится специальность (направление подготовки), вторая пара цифр — код квалификации, последняя пара цифр — специальность (направление подготовки). У каждого направления подготовки (специальности) есть профили (направленности) (для программ бакалавриата), специализации (для программ специалитета) и магистерские программы (для магистратуры). Профили и специализации определяются образовательными стандартами и (или) примерными основными образовательными программами, а также могут определяться ВУЗами самостоятельно. Магистерские программы разрабатываются ВУЗами самостоятельно на основе образовательных стандартов ВО магистратуры.
Основная образовательная программа (ООП)
разрабатывается по каждому направлению подготовки (специальности), ступени ВО, профилю (магистерской программе) с учетом формы обучения и включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы УД (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы. Порядок разработки и реализации ООП регламентирован ст.12 и 13 ФЗ от 09.12.2012 № 273 (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации».
Зачётная единица трудоёмкости (ЗЕТ)
унифицированная единица измерения трудоёмкости учебной нагрузки студента, включающая в себя все виды его учебной деятельности, в том числе аудиторную, самостоятельную работу и практику. Количество зачётных единиц по ООП по конкретному направлению подготовки (специальности) устанавливается соответствующим образовательным стандартом. Обычно эквивалентна 36 академическим часам (или 27 астрономическим ). Значения этих величин зависят от образовательного стандарта и ряда других факторов. Значение величины одной зачётной единицы, равной именно 36 академическим часам, закреплено в ФГОС. Трудоёмкость одного учебного года при очной форме обучения составляет 60 ЗЕТ и может достигать 75 ЗЕТ при других формах обучения.
Промежуточная аттестация
проводится по итогам изучения учебной дисциплины в семестре. Подтверждается зачетной или экзаменационной ведомостью. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по учебной дисциплине или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Если обучающийся не ликвидирует академическую задолженность в течение определенного срока или не сдаст задолженность два раза подряд (во второй раз — с комиссией), то он отчисляется из ВУЗа. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентирован ст. 58 ФЗ от 09.12.2012 № 273 (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации».
Государственная итоговая аттестация
форма государственного контроля (оценки) освоения выпускниками ООП, позволяющая установить уровень освоения образовательного стандарта. Только она позволяет оценить совокупность приобретенных универсальных и профессиональных компетенций. Порядок проведения итоговой аттестации регламентирован ст. 59 ФЗ от 09.12.2012 № 273 (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации».
Электронное портфолио
комплекс артефактов, представляющих совокупность сертифицированных и не сертифицированных индивидуальных достижений в процессе обучения, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки. Помогает продемонстрировать индивидуальную образовательную траекторию.
Академический час
единица измерения объёма занятий в учебных заведениях. Размер академического часа в российских ВУЗах устанавливается уставом, как правило, равен 45 минут.

Ступени высшего образования

Бакалавриат
ступень ВО (второй уровень профессионального образования), подтверждаемая дипломом бакалавра с присвоением академической степени или квалификации бакалавра. Диплом бакалавра даёт право продолжить обучение в магистратуре. Лица со степенью бакалавра могут быть допущены к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук, согласно постановлению правительства РФ от 24.09.2013 N 842 (ред. от 02.08.2016) «О порядке присуждения учёных степеней». В России этот уровень подготовки введён в 1996 году, а после 31.12.2010 квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских высших учебных заведений в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами.
Магистратура
ступень ВО (третий уровень профессионального образования), следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению. Степень магистра предусматривает более глубокое освоение теории по выбранному профилю и подготовку студента к научно-исследовательской деятельности по выбранному направлению. Квалификация присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в аспирантуру.
Специалитет
ступень ВО (третий уровень профессионального образования), по окончании которого присваивается квалификация (степень) специалиста. Это традиционная форма российского ВО, которая сохранилась для некоторых специальностей. В конкретных специальностях приобретаемая квалификация имеет собственное название (например: врач, химик, хореограф и т. п.).
Кадры высшей квалификации
подготовка кадров высшей квалификации включает в себя программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, ассистентуры-стажировки.
Ординатура
первичная послевузовская подготовка выпускников высших медицинских и фармацевтических образовательных учреждений и факультетов, направленная на достижение необходимых знаний, умений и навыков, позволяющих оказывать специализированную медицинскую помощь.
Учёная степень
ступень квалификационной системы в науке, позволяющей ранжировать научных деятелей на отдельных этапах академической карьеры. В настоящее время в РФ присуждают учёные степени кандидата и доктора наук.
Кандидат наук
учёная степень первой ступени. В РФ учёная степень кандидата наук присуждается диссертационным советом, состоящим из докторов наук по данной специальности и действующим при университете или научно-исследовательском институте, по итогам публичной защиты кандидатской диссертации. Одним из требований предзащитной подготовки является наличие опубликованных в рецензируемых журналах из списка ВАК научных статей, содержащих результаты изысканий диссертанта, и отражающих научную новизну исследования.
Доктор наук
учёная степень второй, высшей ступени. В РФ степень доктор наук присуждается президиумом ВАК по результатам публичной защиты докторской диссертации. Соискатель должен иметь учёную степень кандидата наук. Согласно Положению о порядке присуждения учёных степеней, «диссертация на соискание учёной степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение, либо решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение её обороноспособности».
Код квалификации
вторая группа цифр в шестизначном коде специальности (направления подготовки). В настоящее время имеется 7 кодов для ВО: 03 — бакалавриат, 04 — магистратура, 05 — специалитет, 06 — аспирантура, 07 — адъюнктура, 08 — ординатура, 09 — ассистентура-стажировка.

Организация учебного процесса

Форма обучения
форма организации обучения. По характеристикам взаимодействия между преподавателями и обучающимися разделяется на очную, очно-заочную, заочную, дистанционную и экстернат. Формы обучения определены в ст. 17 ФЗ от 09.12.2012 № 273 (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации».
Очная форма обучения
предполагает системную учебную программу, при которой обучающиеся регулярно посещают занятия 5–6 дней в неделю.
Очно-заочная форма обучения
обучение, при котором обучающийся совмещает учёбу с работой, то есть посещает учебное заведение посменно, в наиболее удобное, свободное от работы время. По сравнению с очной формой, нормативный срок обучения больше. Устаревшее название — вечерняя.
Заочная форма обучения
обучение, которое сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. Характеризуется фазностью. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую — производится проверка усвоенного материала (зачётно-экзаменационная сессия). При этом эти фазы заметно отстают друг от друга по времени. Благодаря развитию информационных технологий заочное обучение постоянно модернизируется, становясь все более похожим на дистанционное образование.
Дистанционная форма обучения
обучение, при котором обучающийся удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов. Взаимодействие полностью или частично осуществляется с помощью различных коммуникационных технологий. Помимо интернета, популярной технологией остается пересылка обучающимся образовательного контента почтой.
Экстернат
форма обучения, которая предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ с промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Сетевая форма обучения
реализация образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные, медицинские, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Год набора
год (месяц и год), в котором обучающийся поступил (бы) в образовательное учреждение на 1 курс. Совпадает с годом поступления только для тех обучающихся, которые учатся по данной ООП в одном учебном заведении и не делают перерывов (например, академический отпуск) в учёбе.
Учебный год
годичный цикл учебного процесса в образовательных учреждениях. Обозначается номерами двух следующих друг за другом календарных годов, на которые приходится данный учебный год (например, «2015/2016 учебный год»).
Движение контингента
выполнение процедур зачисления, отчисления, выпуска, восстановления обучающихся. В ходе выполнения данных процедур происходит закрытие одного из статусов обучающегося и создание нового события.
Событие (процедура)
факт изменения статуса в системе учета движения контингента обучающихся.
Структура численности контингента обучающихся
численность обучающихся, распределенная по закрепленным за ними учебным планам, с учётом индивидуальных траекторий. Определяется с целью расчета потребности в тех или иных ЭОР. Например, для расчета потребностей в ЭОР по УД иностранный язык, необходимо сформировать количество обучающихся, изучающих английский, французский и т.п.
Учебное занятие
целостный фрагмент учебного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи (цели), содержания образования, методов и средств обучения. Оно ограничено рамками времени и осуществляется в рамках определённого первичного объединения обучающихся и преподавателей. Содержание, продолжительность и контрольные точки учебного занятия приводятся в рабочей программе УД. Время и место проведения, преподаватель и контингент обучающихся указываются в расписании занятий. В традиционной типологии учебные занятия назывались по мере возникновения их конкретных вариантов: лекция, семинар, лабораторная работа и пр. Какой-либо системы общих оснований, по которой выделяются все эти типы учебных занятий, не существует. Для правильной организации учебного процесса важно определить тип занятия по привязке контингента. Имеет смысл различать лекции и другие виды занятий с различной наполняемостью. По коммуникативным особенностям различают индивидуальные, групповые и коллективные занятия.
Лекции (занятия лекционного типа)
тип аудиторных учебных занятий, на которых учебные группы объединяются в лекционные потоки.
Другие виды занятий (занятия семинарского типа, ДВЗ)
тип аудиторных учебных занятий, на которых учебные группы делятся на одну или несколько подгрупп, в зависимости от наполняемости.
Наполняемость занятий
в зависимости от характера учебной деятельности на занятии, имеющей преимущественно теоретическую или экспериментальную направленность, различают семинары, практические и специализированные занятия. В первом случае учебная группа не делится на подгруппы (1 подгруппа). Во втором — делится на 2 подгруппы по 12–15 человек, а в третьем — на 3 по 8–10 человек.
Учебная группа
обособленная часть контингента обучающихся образовательного учреждения, являющаяся для ее членов первичным коллективом. Учебная группа состоит из определенного числа лиц с примерно одинаковым уровнем подготовки, изучающих одно и то же в одно и то же время под руководством одних и тех же преподавателей на протяжении одинакового для всех периода. Стандартная учебная группа в ВУЗе состоит из 25–30 человек и может объединяться в лекционные потоки или делиться на подгруппы в зависимости от наполняемости занятий.
Лекционный поток
объединение из нескольких учебных групп для проведения занятий лекционного типа. В зависимости от наличия аудиторного фонда и расписания занятий лекционный поток может состоять из одной или нескольких учебных групп. Максимальное количество человек в лекционном потоке определяется только возможностями аудитории.
Семинар
предполагает совместное обсуждение темы занятия обучающимися под руководством преподавателя.
Практическое занятие
предполагает, помимо прочего, самостоятельную работу обучающихся с лабораторным оборудованием, раздаточным материалом и пр. под контролем преподавателя.
Специализированное занятие
во многом аналогично практическому, но обучающемуся требуется уделять больше внимания преподавателя из-за сложности или опасности проводимых операций.
Общий фронт
ситуация на учебном занятии, когда все обучающиеся учебной группы делают одно и то же в данный промежуток времени, одним и тем же способом и одними и теми же средствами.
Учебный маршрут
определённая последовательность освоения разделов и тем учебной программы.
Временные кооперации обучающихся
непостоянные по составу группы или отдельные пары для выполнения какой-либо конкретной учебной задачи. Когда задание выполнено всеми членами временной кооперации, она прекращает своё существование, и образуются новые объединения.
Индивидуальные занятия
характеризуются отсутствием общего фронта, минимальным уровнем коллективности. Основой является работа преподавателя с каждым обучающимся по очереди и индивидуальная деятельность обучающихся.
Групповые занятия
характеризуются наличием общего фронта и одинаковым для всех обучающихся учебным маршрутом освоения учебной программы. Это следствие организации занятий общим фронтом. Понятие «групповые занятия» обозначает не работу обучающихся в малых группах, а охватывает деятельность преподавателя со всем групповым субъектом как одним учеником.
Коллективные занятия
характеризуются следующими признаками: обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты курса, используя разные способы и средства, затрачивая разное время, то есть отсутствует общий фронт; разные обучающиеся осваивают общее содержание курса по разным учебным маршрутам; создаются временные кооперации обучающихся на местах пересечения их учебных маршрутов.
Педагогическая практика
форма обучения, имеющая своей целью научить творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания и практические навыки, полученные ранее, а также способствовать развитию у будущих преподавателей интереса к научно-исследовательской работе в области педагогических наук. Является компонентом профессиональной подготовки к научно-педагогической деятельности в ВУЗе.
Учебная практика
вид учебной деятельности, направленной на формирование практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, для последующего освоения общих и профессиональных компетенций. Проводится, как правило, в учебных лабораториях, хозяйствах, бизнес-инкубаторах, ресурсных центрах и других вспомогательных объектах образовательного учреждения.
Производственная практика
вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Проводится, как правило, в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями. Проведение практики регламентируется приказом МОН РФ от 27.11.2015 N 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования».
Исследовательская работа
вид учебной деятельности, связанной с проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе. Основным результатом является отчёт о выполнении исследований.
Аудиторная работа
планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания ООП, которая осуществляется при непосредственном участии преподавателя. Проводится в виде лекций или ДВЗ.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа
планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания ООП, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия. Включает в себя подготовку к занятию, работу с литературой, интернетом и пр.
Теоретическое обучение
период учебного процесса, включающий все виды обязательных учебных занятий.
Экзаменационная сессия
период сдачи экзаменов в учебных заведениях. Обычно в учебном году две сессии - зимняя и летняя. Между экзаменами должен проходить установленный промежуток времени на подготовку к экзамену: как правило, не менее трёх дней.
Каникулы
период учебного процесса, свободный от учёбы. В отличие от отпуска, предоставляемого каждому в индивидуально определяемые сроки, каникулами называется отдых, предоставляемый всему соответствующему контингенту одновременно. Продолжительность каникул регламентируется образовательным стандартом.
Контрольное испытание
процедура проверки качества усвоения испытуемым полученных знаний, умений и навыков.
Контроль успеваемости
существует два типа контроля: автоматизированный (если возможна формализация результатов) и экспертный. К первому типу относятся различные виды тестирований (бланочное, компьютерное), измерение различных физических характеристик (длина или высота прыжка) и пр. Во втором случае оценка выставляется исходя из личного опыта эксперта.
Апелляция
процедура, позволяющая обеспечить право на объективное проведение контрольного испытания в случае выявления нарушений процедуры проведения или несогласия с результатами испытания, основанного на предположении о наличии технических или экспертных ошибок при оценке работы испытуемого. Заключается в подаче заявления в конфликтную комиссию, рассмотрения комиссией заявления и вынесения решения.
Экзамен
один из способов проверки знаний, умений и навыков, при котором контрольное испытание проводится независимой комиссией.
Выпускная квалификационная работа (ВКР)
итоговая аттестационная работа студента, которая выполняется им на выпускном курсе. ВКР оформляется в письменном виде с соблюдением необходимых требований и представляется по окончании обучения к защите перед ГЭК. ВКР выполняются в формах, соответствующих определенным уровням ВО: бакалаврская работа, дипломная работа или дипломный проект, магистерская диссертация. Темы ВКР разрабатываются выпускающими кафедрами с указанием предполагаемых научных руководителей по каждой теме. Студенту может быть предоставлено право выбора темы ВКР вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности её разработки. Тематика должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники и культуры. Тема ВКР должна быть рассмотрена и утверждена Учёным советом факультета.
Бакалаврская работа
вид ВКР, являющийся самостоятельным исследованием или работой, основанной на обобщении выполненных выпускником курсовых работ, защищается на заседании ГЭК. После успешной защиты выпускнику присваивается квалификация бакалавра.
Магистерская диссертация
вид ВКР, являющийся самостоятельным научным исследованием или проектом, защищается на заседании ГЭК. После успешной защиты выпускнику присваивается квалификация магистра.
Дипломная работа
вид ВКР, являющийся самостоятельной творческой работой, подтверждающей уровень знаний и умений, способность применять знания при решении практических задач, защищается на заседании ГЭК. После успешной защиты выпускнику присваивается квалификация специалиста. В отличие от дипломного проекта, обычно выполняется студентами, обучающимися по естественно-научным, гуманитарным, экономическим и творческим специальностям. Имеет целью систематизацию и обобщение специальных теоретических знаний и практических навыков.
Дипломный проект
вид ВКР, являющийся самостоятельным творческим проектом, подтверждающим уровень знаний и умений, способность применять знания при решении практических задач, защищается на заседании ГЭК. После успешной защиты выпускнику присваивается квалификация специалиста. В отличие от дипломной работы, выполняется студентами, обучающимися по техническим специальностям, и предполагает создание или расчёт некоторого технического устройства или технологии.
Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК)
работа ГЭК регламентируется приказом МОН РФ № 636 от 29.06.2015 (ред. от 28.04.2016) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры».

Участники учебного процесса (обучающиеся)

Обучающийся
согласно ФЗ от 29.12.2012 N 273 (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации к обучающимся относятся воспитанники, учащиеся, студенты, аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры, слушатели и экстерны. Права и обязанности обучающихся определены в гл. 4 данного ФЗ.
Студент
лицо, осваивающее образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры.
Аспирант
лицо, имеющее высшее образование, обучающееся по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук.
Ординатор
лицо, обучающееся по программам ординатуры.
Докторант
лицо, обучающееся в докторантуре и готовящееся к защите диссертации на соискание учёной степени доктора наук.
Соискатель
лицо, имеющее высшее образование, прикрепленное к организации, которая имеет аспирантуру (адъюнктуру) и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук без обучения в аспирантуре (адъюнктуре), либо лицо, имеющее учёную степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание учёной степени доктора наук. Соискатели не сдают вступительные экзамены (в отличие от аспирантов), но прикрепляются к учреждению решением Учёного совета. Они могут посещать занятия вместе с аспирантами или могут самостоятельно готовиться к сдаче экзаменов кандидатского минимума. Работу соискателя над диссертацией контролирует научный руководитель.
Слушатель
лицо, осваивающее дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций ВО.
Экстерн
лицо, зачисленное в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Содержание учебного процесса

Учебный план
нормативный документ, в котором определяется перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Существуют несколько уровней учебных планов: эталонный учебный план, базовый учебный план, рабочий учебный план, рабочий учебный план кафедры.
Эталонный учебный план
составляется на основании образовательного стандарта. Представляет собой перечень характеристик, общих требований, требований к структуре и условиям реализации образовательной программы, перечисленных в документе образовательного стандарта.
Базовый учебный план
составляется на основании эталонного учебного плана на весь период обучения для одного или нескольких годов набора обучающихся. Задает вид промежуточной аттестации, количество часов лекций, других видов учебных занятий и самостоятельной работы по каждой учебной дисциплине, практике и элективу, а также распределение часов учебных занятий, самостоятельной работы и аттестации по семестрам.
Рабочий учебный план
составляется на основании базового учебного плана на один учебный год для каждого года набора обучающихся, по каждому курсу обучения. Учебным дисциплинам, входящим в состав базового учебного плана в данном учебном периоде, назначается одна или несколько кафедр. Осуществляется разбивка контингента на группы и привязка к кафедрам.
Рабочий учебный план кафедры
составляется на учебный семестр на основании рабочего учебного плана для всех учебных дисциплин, закрепленных за кафедрой. Определяет набор модулей, изучаемых в данном семестре, виды и последовательность учебных занятий, шкалу и матрицу контрольных испытаний.
Календарный учебный график
нормативный документ, который определяет чередование видов учебной нагрузки (теоретическое обучение, практика, экзаменационная сессия и пр.) и времени отдыха (каникул) по календарным неделям учебного года. Составляется как единое целое с рабочим учебным планом. На основании графика и рабочего учебного плана, составляется расписание занятий.
Расписание занятий
нормативный документ, в котором сведены в единую взаимосвязанную систему обучающиеся (учебные группы или лекционные потоки), преподаватели, учебные дисциплины, назначенные для проведения занятий аудитории, даты и время. Расписание, как правило, имеет два уровня: уровень ВУЗа и уровень кафедры. На первом задаются время, учебные дисциплины, учебные группы и лекционные аудитории. На втором — аудитории кафедрального фонда и преподаватели. Различают расписания для фронтальной и цикловой системы обучения. В первом случае занятия имеющие в расписании все одинаковые параметры кроме даты, повторяются периодически раз в одну или две недели. Во втором случае — раз в день. Фронтальные дисциплины изучаются, как правило, весь семестр, а цикловые — несколько недель.
Рабочая программа учебной дисциплины
нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждой отдельно взятой учебной дисциплины. Описывает логику изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Содержит список учебной и методической литературы, фонд оценочных средств и используемое материальное обеспечение.
Учебная литература
различного вида издания содержащие систематическое изложение знаний в определённой области и используемые как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.
Методические материалы
различного вида учебная литература, содержащая указания, разъяснения, выполнение которых обучающимся или преподавателем должно способствовать наиболее эффективному освоению учебной программы.
Фонд оценочных средств
комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценки компетенций на разных стадиях обучения, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего образовательного стандарта по завершению освоения ООП по определенному направлению.
Учебная дисциплина (УД)
педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения по данной программе подготовки образовательного стандарта. Учебная дисциплина входит в состав базового учебного плана. Для каждой учебной дисциплины разрабатывается состав из модульных дисциплин.
Электив
элективная дисциплина. Дисциплина по выбору.
Модуль
целостный набор подлежащих освоению знаний, умений, навыков и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля, и представляющий составную часть более общей функции. Необходимым элементом модульного обучения обычно выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля. Модули формируются или как структурная единица учебного плана по специальности (междисциплинарная структура, в виде набора разделов из разных учебных дисциплин, формирующих общие компетенции) или как структурная единица в рамках одной учебной дисциплины, которая представляет набор тем учебного содержания. Является логически законченной частью модульной дисциплины, проектируется исходя из изучения в течение 30–60 академических часов.
Модульная дисциплина
содержательная часть учебной дисциплины. Для каждой учебной дисциплины проектируется одна или несколько модульных дисциплин, обеспечивающих её учебное содержание. Набор модулей и комплектов ЭОР, по которым будет проходить обучение, выбирается путем назначения дисциплине в учебном плане модульной дисциплины. В одну учебную дисциплину может входить несколько модульных дисциплин изучаемых последовательно или параллельно. Например, в учебную дисциплину «Иностранный язык» входят модульные дисциплины «Английский язык», «Немецкий язык» и т.д. Обучающийся изучает только одну из них или несколько, в зависимости от программы. Модульная дисциплина характеризуется жестко заданной таксономией (переконфигурация не предусмотрена) и отсутствием механизма связи с другими областями предметной области.
Онтодисциплина
содержательная часть учебной дисциплины, проектируемая с помощью заданной таксономии на основе онтологии предметной области. На основе онтологии может быть спроектировано множество онтодисциплин. Характеризуется возможностью интеграции с другими областями предметной области.
Модульный состав
набор модульных дисциплин для учебной дисциплины в учебном плане. Модульный состав может быть различным для учебной дисциплины с одинаковым названием в учебных планах, для различных специальностей.
Тема модуля
часть области содержания модуля, за которой может быть закреплен набор ЭОР. Изучается, как правило, на одном учебном занятии.
Электронный образовательный ресурс (ЭОР)
объект размещенный в сети образовательного учреждения, используемый в учебном процессе в качестве носителя учебной информации, для организации познавательной деятельности обучающихся и управления этой деятельностью.
Предметная область ВУЗа
вся совокупность содержания учебных дисциплин, изучаемых в ВУЗе.
Онтология предметной области
представляет собой картину предметной области, которая рассматривается сама по себе, то есть вне контекста, обусловленного задачами, решаемыми той или иной категорией лиц, и необходимыми для этого составляющими компетенции. В ней отсутствуют средства для выделения и типизации компетенций, отражения уровней овладения ими, критериев оценивания и трудоемкости изучения. Другими словами, специфицирует объекты, их классы, свойства и отношения, но не утверждения об обладании субъектами определенной категории знаниями об описанных сущностях, умениями оперировать ими и способностями, влияющими на освоение и выполнение соответствующей деятельности. Привязку представления предметной области к деятельному контексту обеспечивает модель компетенции, содержащая психолого-педагогические характеристики.
Таксономия
древообразная иерархическая система классификаций определенного набора объектов. Вверху этой структуры - объединяющая единая классификация (корневой таксон), которая относится ко всем объектам данной таксономии. На различных уровнях иерархии между основанием и вершиной находятся таксоны, каждый из которых подчинён одному и только одному таксону более высокого ранга.
Таксон
группа в классификации, состоящая из дискретных объектов, объединяемых на основании общих свойств и признаков. Классификационные системы, использующие понятие таксона, обычно носят иерархический характер.
Иерархия
порядок подчинённости низших звеньев к высшим, организация их в древовидную структуру. Классификационная система называется иерархической, если любые два входящих в неё таксона либо не пересекаются (нет объектов, одновременно принадлежащих обоим таксонам), либо находится в отношении соподчинения (то есть один из этих таксонов есть часть другого).
Гетерархия
система, образованная пересекающимися, разнообразными и одновременно сосуществующими структурами. Понятие гетерархии комплементарно к понятию иерархия. Если иерархичность системы отражается в связях управления (суперординации) и подчинения (субординации), то гетерархичность — в связи координации.

Балльно-рейтинговая система

Балльно-рейтинговая система (БРС)

система количественной оценки качества освоения ООП. Основные цели введения БРС:

  • стимулирование повседневной систематической работы обучающихся в течение всего семестра;
  • снижение роли случайностей при сдаче экзаменов и/или зачетов;
  • повышение состязательности в учебе путем указания реального положения, которое занимает обучающийся среди сокурсников в соответствии со своими успехами, что позволяет конкретизировать его место в группе отличников, хорошистов, троечников и т.д.;
  • снижение возможности протежирования не очень способных и не очень прилежных обучающихся;
  • повышение мотивации обучающихся к освоению учебных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы; создание объективных критериев при назначении стипендии или определении кандидатов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура и т.д.).
Рейтинг обучающегося
индивидуальная накопительная оценка обучающегося в баллах, фиксирующая освоение учебной программы. Максимально возможная сумма баллов, которую обучающийся может набрать принимается за 100%. Возможен расчёт различных видов рейтинга: текущего по УД, семестрового по УД, итогового по УД, итоговый по семестру, итоговый по периоду обучения.
Академическая шкала оценок
традиционная шкала оценок. «Отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «не удовлетворительно». Соответствует условной 5-балльной шкале 5, 4, 3 и 2 (1). Неофициально может дополняться дополнительными градациями 5+, 4- и т. д.
Рейтинговая шкала оценок
количество баллов БРС, выставляемых в виде оценки, за то или иное учебное достижение обучаемого.
Таблица соответствия академической и рейтинговой шкал
устанавливает соответствие академической и рейтинговой шкал оценок, например, отлично — 75, хорошо — 60, удовлетворительно — 50. Причём, указывается соответствие нижней границы рейтинга и академической оценки.
Пороговое значение рейтинга
количество баллов БРС, которое соответствует нижней границе положительных оценок. По академической шкале соответствует оценке «удовлетворительно».
Контроль текущей успеваемости
проходит в течение семестра по всем видам учебной деятельности. Не подтверждается ведомостями, фиксируется преподавателем в журнале занятий. По результатам контроля обучающемуся может быть выставлена дифференцированная или не дифференцированная оценка. По результатам выставленных оценок может быть рассчитан рейтинг, позволяющий ранжировать обучающихся. К достоинствам данного контроля относится его систематичность, возможность постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения, позволяющая дать рейтинговую оценку успеваемости. Минусом же является фрагментарность и локальность проверки.
Дисциплинирующий контроль
вид контроля текущей успеваемости, который представляет собой оценку посещаемости обучающимся занятий и своевременности выполнения заданий.
Рубежный контроль
обязательный вид контроля текущей успеваемости, который проводится по окончании изучения каждого модуля учебной дисциплины с целью выставления оценки каждому обучающемуся. Если обучающийся набирает за данный вид контроля рейтинг меньше порогового значения, необходима пересдача.
Итоговый контроль
вид контроля текущей успеваемости, который устанавливается по решению кафедры, в случае отсутствия экзамена по учебной дисциплине в данном семестре. Итоговый контроль проводится по окончании изучения материала всех модулей. Получение оценки за итоговый контроль выше порогового значения не является обязательным, в случае если семестровый рейтинг по дисциплине превышает минимальное пороговое значение. Результаты итогового контроля ниже порогового в семестровом рейтинге обучающегося не учитываются.
Шкала контрольных испытаний
утверждаемая кафедрой шкала видов оценок контрольных испытаний по модульной дисциплине. Устанавливается на учебный период (семестр) в РУПК. Определяет максимальное количество первичных баллов за каждый вид контрольных испытаний, шаг оценки и интервал времени, в привязке к типу оценки.
Матрица контрольных испытаний
утверждаемое кафедрой распределение контрольных испытаний по модульной дисциплине на каждом учебном занятии. Устанавливается на учебный период (семестр) в РУПК. По матрице контрольных испытаний рассчитывается максимальное количество первичных баллов за каждый вид контрольных испытаний за семестр.
Тип оценки
определяет набор настраиваемых параметров оценок в шкале контрольных испытаний. Существует три типа оценок: событие, ранговый интервал и временной интервал.
Событие (тип оценки)
оценивается только наличие какого-либо события (присутствие на занятии, просмотр видеолекции и пр.). Необходимо задать максимальный и минимальный первичный балл.
Ранговый интервал
оценивается качество выполненной работы. Необходимо задать шкалу возможных первичных баллов от минимальной до максимальной оценки и шаг дискретизации шкалы.
Временной интервал
оценивается разница между плановым временем прохождения контроля и фактическим. Чем позже обучающийся по своей вине проходит запланированное контрольное испытание, тем меньшая оценка выставляется. Необходимо задать максимальный и минимальный бонусный балл за своевременность, интервал времени (в сутках) при достижении которого бонусный балл уменьшается и шаг дискретизации.
Первичные баллы
оценка полученная обучающимся в ходе контрольного испытания исходя из шкалы контрольных испытаний и таблицы соответствия академической и рейтинговой шкал.
Весовые коэффициенты рейтинга
рассчитываются автоматически на основании структуры рейтинга по модульной дисциплине, шкалы и матрицы контрольных испытаний таким образом, чтобы максимальный семестровый рейтинг по модульной дисциплине составил 100.
Структура рейтинга по модульной дисциплине
устанавливается кафедрой в зависимости от специфики преподавания модульной дисциплины для данного контингента обучающихся. Например, дисциплинирующий контроль — 5%, текущий контроль — 45%, рубежный контроль — 40%, итоговый контроль — 10%. Если для одного вида контроля в шкале контрольных испытаний задано несколько разных контрольных испытаний, то допускается детализация весовых коэффициентов по этим испытаниям.
Рейтинговая оценка
складывается из баллов, набранных по всем видам контроля на занятиях с учетом весовых коэффициентов. Рейтинговая оценка по отдельному виду контроля вычисляется умножением первичных баллов, полученных по этому виду контроля, на весовой коэффициент для этого вида контроля.
Текущий рейтинг по модульной дисциплине
мопределяется на какую-либо фиксированную дату. Вычисляется как отношение суммы всех полученных рейтинговых оценок текущего контроля по данной модульной дисциплине на фиксированную дату и максимально возможной на этот момент суммы. Рейтинговая оценка не пройденного рубежного или итогового контроля (результат ниже проходного) к текущему рейтингу не суммируется. Оценки дисциплинирующего контроля (присутствие), полученные за занятия-отработки к текущему рейтингу не суммируются.
Семестровый рейтинг по модульной дисциплине
вычисляется как сумма всех полученных рейтинговых оценок текущего контроля за семестр по данной модульной дисциплине. Рейтинговая оценка не пройденного рубежного или итогового контроля (результат ниже порогового) к семестровому рейтингу не суммируется. Оценки дисциплинирующего контроля (присутствие), полученные за занятия-отработки к семестровому рейтингу не суммируются.
Предварительный семестровый рейтинг по модульной дисциплине
носит справочный характер. Рассчитывается также как и семестровый рейтинг, но в данном случае в сумму включают и рейтинговые оценки не пройденных рубежного или итогового контроля. По данному рейтингу можно судить о шансах обучающегося набрать пороговое значение семестрового рейтинга.
Итоговый рейтинг по модульной дисциплине
вычисляется как сумма произведений семестровых рейтингов по модульной дисциплине и соответствующих коэффициентов трудоёмкости модульной дисциплины в семестре по всем семестрам изучения и произведения рейтинга занятия «Экзаменационный контроль» на долю этого рейтинга заданную кафедрой. Если рейтинг этого занятия ниже порогового значения, то итоговый рейтинг по модульной дисциплине не вычисляется.
Занятие «Экзаменационный контроль»
проводится в период экзаменационной сессии при наличии в учебном плане экзамена по данной модульной дисциплине. Кафедрой задается доля экзаменационного рейтинга в итоговом рейтинге модульной дисциплины. Рейтинг данного занятия рассчитывается аналогично рейтингу рубежного контроля.
Трудоёмкость модульной дисциплины в семестре
вычисляется как сумма часов всех типов аудиторной и внеаудиторной работы по данной модульной дисциплине в семестре, за исключением времени отведенного на подготовку и проведение экзамена.
Суммарная трудоёмкость модульной дисциплины в семестре
вычисляется как сумма часов всех типов аудиторной и внеаудиторной работы по данной модульной дисциплине в семестре, включая время отведенное на подготовку и проведение экзамена.
Коэффициент трудоёмкости модульной дисциплины в семестре
вычисляется как произведение разницы 1 и доли отведенной кафедрой на рейтинг занятия «Экзаменационный контроль» и отношения трудоёмкости модульной дисциплины в семестре и суммы трудоёмкостей модульной дисциплины в семестре за весь период обучения.
Итоговый рейтинг по семестру
определяется в том случае, если у обучающегося нет академических задолженностей. Вычисляется как сумма всех произведений семестровых (если изучение модульной дисциплины будет продолжаться) или итоговых (если изучение модульной дисциплины закончено) рейтингов по модульным дисциплинам и долей рейтинга модульных дисциплин за семестр.
Доля рейтинга модульной дисциплины за семестр
вычисляется как отношение суммарной трудоёмкости модульной дисциплины в семестре и суммарной трудоёмкости семестра.
Итоговый рейтинг по периоду обучения
определяется в том случае, если у обучающегося нет академических задолженностей. Вычисляется как сумма произведений долей рейтингов модульных дисциплин за расчётный период и итоговых рейтингов по модульным дисциплинам, изучение которых закончено или произведений долей рейтинга модульных дисциплин за семестр в периоде и семестровых рейтингов по модульным дисциплинам, изучение которых продолжается в периоде не охваченном расчётом. Расчёт ведется по одному или нескольким семестрам, начиная с первого по расчётный.
Доля рейтинга модульной дисциплины за семестр в расчётном периоде
определяется для тех модульных дисциплин, изучение которых будет продолжаться вне расчётного периода, для каждого семестра изучения модульной дисциплины в расчетном периоде. Вычисляется как отношение суммарной трудоёмкости модульной дисциплины в семестре и суммарной трудоёмкости расчётного периода.
Доля рейтинга модульной дисциплины за расчётный период
определяется для тех модульных дисциплин, изучение которых закончено в расчётном периоде. Вычисляется как отношение общей трудоёмкости модульной дисциплины и суммарной трудоёмкости расчётного периода. Для тех модульных дисциплин, изучение которых продолжается в периоде не охваченном расчётом, определяется аналогичная доля рейтинга модульной дисциплины за семестр в периоде.

Виды образования

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права на образование регламентируются ФЗ N 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». Этот закон задает 4 вида образования:

  • общее образование,
  • профессиональное образование,
  • дополнительное образование,
  • профессиональное обучение.

Основными видами образования являются общее и профессиональное образование, каждое из которых реализуется по четырем уровням, а также профессиональное обучение. В РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОС общего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:

  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование.

Образовательные программы общего образования являются преемственными. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся, поэтому для зачисления на программу начального общего образования, не требуется предъявления документа о наличии образования предыдущего уровня. Для всех последующих уровней общего и профессионального образования, такой документ является обязательным.

На представленной схеме (Рис. 260), синими сплошными стрелками показаны образовательные траектории, которые являются обязательными для большей части населения РФ, а красной сплошной — траектория дошкольного образования, которая также является обязательной, но часто реализуется в виде домашнего обучения.

Сфера образования

Рис. 260 Сфера образования

В РФ устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

  • среднее профессиональное образование (СПО);

  • высшее образование (ВО), которое в свою очередь делится на

    • бакалавриат;
    • специалитет, магистратуру;
    • подготовку кадров высшей квалификации.

К освоению программ среднего профессионального образования могут быть допущены лица имеющие среднее или основное общее образование. В последнем случае, помимо среднего профессионального они должны одновременно получить среднее общее образование в рамках освоения программы СПО.

В отличие от программ общего образования и СПО, при зачислении на которые конкурс не проводится (исключением могут являться программы с углубленным изучением отдельных учебных предметов), зачисление на программы ВО — конкурсное. В зависимости от выбранной специальности, получение первой ступени ВО может проходить по программе бакалавриата или специалитета. Зачисление на эти программы возможно на базе среднего (общего или профессионального) образования. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Синими пунктирными стрелками на схеме (Рис. 260) показаны наиболее распространенные траектории профессионального образования и обучения.

К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (для ВУЗов силовых структур — адъюнктуре), ординатуре и ассистентуре-стажировке допускаются лица, имеющие диплом специалиста или магистра. К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Профессиональное обучение проводится для рабочих и служащих приобретающих профессиональную компетенцию, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами для перечня профессий, утвержденных приказом МОН РФ № 513 от 02.07.2013. При этом изменения уровня образования не происходит. Профессиональное обучение имеет следующие подвиды:

  • профессиональная подготовка;
  • профессиональная переподготовка;
  • повышение квалификации.

Под подготовкой понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. Переподготовку проходят лица, уже имеющие профессию рабочего или должность служащего, в целях получения новой профессии или должности. Повышение квалификации проводится для лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по этой профессии или должности. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.

Дополнительное образование включает в себя

  • дополнительное образование детей и взрослых,
  • дополнительное профессиональное образование.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на

  • общеразвивающие,
  • предпрофессиональные.

Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. Красными пунктирными стрелками на схеме (Рис. 260) показаны наиболее распространенные траектории дополнительного образования, а также переподготовки и повышения квалификации при профессиональном обучении.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации программ

  • повышения квалификации,
  • профессиональной переподготовки.

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Учебное планирование

Учебное планирование в организациях, ведущих образовательную деятельность осуществляется на основании федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, профессиональных стандартов, квалификационных требований. Все эти документы имеют весьма разнообразную структуру. Поэтому не представляется возможным создать единую структуру учебного плана для разных видов образования. Более того, даже стандарты одного поколения могут претерпевать весьма существенные изменения от редакции к редакции. Выход видится в создании конструктора, который позволял бы создавать шаблоны по мере необходимости. Структура нормативно-справочной информации, включенной в учебные планы имеет несколько уровней иерархии.

Самый нижний уровень включает в себя характеристики и требования, перечисленные в документах федерального уровня. Несмотря на то, что некоторым университетам предоставлено право самим формировать образовательные стандарты, закон требует, чтобы эти стандарты содержали нормы не ниже установленных федеральным законодательством. Поэтому, в случае формирования собственного стандарта, возникает необходимость в разбиении нижнего уровня на два подуровня — федеральный и университетский. В настоящее время на нижнем уровне задается, как правило, самая общая информация.

  • Характеристики ФГОС:

    • вид образования;
    • уровень образования;
    • направление подготовки;
    • направленность (специальность);
    • формы обучения;
    • сроки обучения.
  • Общие требования ФГОС:

    • трудоёмкость обучения (общая и по годам);
    • формируемые компетенции.
  • Требования ФГОС к структуре программы:

    • таксономия программы;
    • трудоёмкость отдельных частей таксономии;
    • возможен перечень обязательных учебных дисциплин;
    • доля учебных дисциплин определенного типа;
    • доля занятий определенного типа;
    • прочие требования.
  • Требования ФГОС к условиям реализации программы:

    • наличие материальной базы;
    • характеристики электронной информационно-образовательной среды организации;
    • квалификационные требования к персоналу организации.

Эталонный учебный план

В современных образовательных стандартах федерального уровня таксономия программы, как правило, дана в самом общем виде: блоки — компоненты — подкомпоненты. Трудоёмкость отдельных частей задается обычно в виде интервала.

На основании этой информации, составляется эталонный учебный план 1 уровня (Рис. 261 - pgpl_004).

Пример эталонного учебного плана 1 уровня. Характеристики и общие требования

Рис. 261 Пример эталонного учебного плана 1 уровня. Характеристики и общие требования

Пример эталонного учебного плана 1 уровня. Таксономия программы

Рис. 262 Пример эталонного учебного плана 1 уровня. Таксономия программы

Пример эталонного учебного плана 1 уровня. Требования к структуре программы

Рис. 263 Пример эталонного учебного плана 1 уровня. Требования к структуре программы

Пример эталонного учебного плана 1 уровня. Требования к условиям реализации программы

Рис. 264 Пример эталонного учебного плана 1 уровня. Требования к условиям реализации программы

На базе этого плана может быть составлен аналогичный план, в который включаются дополнительные требования образовательной организации, при условии формирования собственного стандарта (уровень 1а). Затем на базе плана уровня 1 или 1а составляется эталонный учебный план 2 уровня (Рис. 265, pgpl_006). Он включает следующие дополнительные и уточненные характеристики программ, реализуемых в образовательной организации:

  • формы обучения;
  • сроки обучения;
  • направленности (специальности);
  • специализации;
  • дополнительные профессиональные компетенции.

А также дополнительные требования к структуре программы:

  • перечень названий учебных дисциплин и практик базовой части;

  • перечень названий обязательных учебных дисциплин и практик вариативной части, в привязке к специализации;

  • выделение в вариативной части раздела «по выбору» и разбивка его на отдельные элективы, с учетом направленности и специализации;

  • указание наполняемости групп для учебных дисциплин, практик и элективов;

  • привязка отдельных компетенций к учебным дисциплинам, практикам и элективам;

  • трудоемкости каждой учебной дисциплины, практики и электива.

    Пример эталонного учебного плана 2 уровня. Характеристики и общие требования

    Рис. 265 Пример эталонного учебного плана 2 уровня. Характеристики и общие требования

    Пример эталонного учебного плана 2 уровня. Таксономия программы

    Рис. 266 Пример эталонного учебного плана 2 уровня. Таксономия программы

Стандарты предыдущих поколений были более детализированными. На их основании можно было сразу составить эталонный учебный план 2 уровня. В дополнении стандарту, как правило, на федеральном уровне разрабатывались примерный учебный план и примерные рабочие программы учебных дисциплин. Поэтому, образовательные траектории были очень жесткие, обладали очень малой вариативностью. Переход к современным стандартам, которые очень мало детализированы, позволяет более гибко настраивать индивидуальные траектории обучения. При этом создается возможность оперативно отзываться на запросы рынка.

Базовый учебный план

На основе эталонного учебного плана 2 уровня составляется базовый учебный план (Рис. 267). Он задает следующие характеристики учебного процесса:

  • вид промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине, практике и элективу;

  • распределение трудоёмкости учебных дисциплин, практик и элективов на часы лекций, других видов учебных занятий, самостоятельной работы и аттестации;

  • распределение часов учебных занятий, самостоятельной работы и аттестации по семестрам.

    Пример базового учебного плана

    Рис. 267 Пример базового учебного плана

На основе базового учебного плана составляется график учебного процесса (Рис. 268), в котором указывается, сколько недель учебного времени отводится на:

  • теоретическое обучение и зачетную сессию;

  • экзаменационную сессию;

  • практики;

  • научные исследования;

  • государственную итоговую аттестацию;

  • каникулы.

    Пример графика учебного процесса

    Рис. 268 Пример графика учебного процесса

Базовый учебный план составляется на весь период обучения первого набора обучающихся по данному плану. Последующие наборы могут быть привязаны к тому же плану, если не возникла необходимость в его корректировке. В противном случае, составляются новые редакции базового учебного плана. Для новых наборов может быть создана независимая редакция, а для тех наборов, которые уже начали обучение, редакция составляется с учетом пройденных семестров.

Рабочий учебный план

Каждый учебный год на основе базового учебного плана составляются рабочие учебные планы (Рис. 269 - pgpl_011), в которых:

  • конкретизируются наборы элективов и составных дисциплин;

  • осуществляется привязка учебных дисциплин, элективов и практик к структурным подразделениям, на базе которых будет проводится учебный процесс;

  • осуществляется разбивка контингента на группы, в зависимости от заданной ранее классификации учебных дисциплин, элективов и практик по наполняемости групп;

  • если учебная дисциплина, электив или практика привязана к разным подразделениям, то осуществляется разбивка контингента по этим подразделениям (за исключением случаев последовательного изучения учебной дисциплины в нескольких подразделениях);

  • определяется Государственная экзаменационная комиссия, которая будет проводить государственную итоговую аттестацию;

  • график учебного процесса привязывается к календарю.

    Пример рабочего учебного плана 1 курса для аспирантов 2014 года набора

    Рис. 269 Пример рабочего учебного плана 1 курса для аспирантов 2014 года набора

    Пример рабочего учебного плана 2 курса для аспирантов 2014 года набора

    Рис. 270 Пример рабочего учебного плана 2 курса для аспирантов 2014 года набора

    Пример рабочего учебного плана 3 курса для аспирантов 2014 года набора

    Рис. 271 Пример рабочего учебного плана 3 курса для аспирантов 2014 года набора

Следует учитывать тот факт, что учебная группа не является некой постоянной величиной. Рассмотрим это на примере (Рис. 272).

Формирование лекционных потоков и подгрупп

Рис. 272 Формирование лекционных потоков и подгрупп

На схеме I показано формирование лекционного потока из 3-х групп. Схема II — группа 101 разделена на 1, 2 и 3 подгруппы. Схема III — из трех групп сформировано 6 «языковых» подгрупп (4 английских, разного уровня, немецкая и французская). В течение одного семестра на разных предметах обучающийся может входить одновременно в состав групп 101, 101А, 101а, А0-02 и лекционного потока А.

Стандартная учебная группа в ВУЗе состоит из 25–30 человек и может объединяться в лекционные потоки или делиться на подгруппы в зависимости от наполняемости занятий. В зависимости от характера учебной деятельности на занятии, имеющей преимущественно теоретическую или экспериментальную направленность, различают семинары, практические и специализированные занятия. В первом случае учебная группа не делится на подгруппы (1 подгруппа). Во втором — делится на 2 подгруппы по 12–15 человек, а в третьем — на 3 по 8–10 человек. Лекционный поток формируется для проведения занятий лекционного типа. В зависимости от наличия аудиторного фонда и расписания занятий, лекционный поток может состоять из одной или нескольких учебных групп. Максимальное количество человек в лекционном потоке определяется только вместимостью лекционной аудитории. Семинар предполагает совместное обсуждение темы занятия обучающимися под руководством преподавателя. Практическое занятие предполагает, помимо прочего, самостоятельную работу обучающихся с лабораторным оборудованием, раздаточным материалом и пр. под контролем преподавателя. Специализированное занятие во многом аналогично практическому, но обучающемуся требуется уделять больше внимания преподавателя из-за сложности или опасности проводимых операций.

Особняком стоят занятия относящиеся к блокам «Практика» и «Научные исследования». Разбиение на группы зависит от вида практики и условий её проведения. Например, производственная практика проводится, как правило, в сторонних организациях на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями. В этом случае академические группы делят на подгруппы только в том случае, если практика происходит на территориально удаленных объектах. На одну группу назначается один куратор, который курирует ее в течение рабочего дня. Педагогическая практика аспиранта проходит, как правило, под руководством его научного руководителя. Это, как и его научные исследования, по сути индивидуальный процесс. Поэтому, учебных групп, как таковых, здесь нет. Происходит только закрепление аспиранта за научным руководителем и кафедрой.

В качестве иллюстрации рассмотрим распределение по группам и составление рабочего учебного плана для аспирантов первых трёх курсов. На первом курсе обучаются 18 человек. Тут проводятся семинары, практические занятия и научные исследования. Одна из дисциплин, по которой проводятся практические занятия — иностранный язык. Среди поступивших выявлено несколько аспирантов владеющих немецким языком, остальные — английским двух разных уровней.

Сначала аспирантов распределили по кафедрам (согласно приказа). Затем сформировали одну академическую группу для занятий на семинарах. Лекционный поток состоит из одной этой группы (ГР 1). Для научных исследований группы составлялись из аспирантов одной кафедры, обозначение составлялось по номеру академической группы и порядковому номеру кафедры на факультете (Гр к). Для практических занятий удалось составить две равные подгруппы по 9 человек. При направлении в подгруппу учитывалась направленность и принадлежность к кафедре (Гр 2). Для занятий иностранным языком составили 3 подгруппы. При направлении учитывался только уровень языка, поскольку в данном случае даже самая большая подгруппа (10 человек) не превышала максимального значения (ГР ин) (Рис. 273).

Пример распределения по группам аспирантов 1 курса

Рис. 273 Пример распределения по группам аспирантов 1 курса

Аналогично проводили распределение аспирантов 2 курса (29 человек). Здесь проводятся практические и специализированные занятия, педагогическая практика и научные исследования. Академическую группу не составляли, т.к. семинары не проводятся. Сначала произвели распределение по кафедрам (Гр к). Затем составили две подгруппы для практических (Гр 2) и три для специализированных занятий (Гр 3) (Рис. 274).

Пример распределения по группам аспирантов 2 курса

Рис. 274 Пример распределения по группам аспирантов 2 курса

На третьем курсе обучается 27 аспирантов. Здесь проводятся практические занятия, педагогическая практика и научные исследования. Практические занятия проводятся по элективным дисциплинам и дисциплинам по направленности. Академическую группу не составляли, т.к. семинары не проводятся. Сначала произвели распределение по кафедрам (Гр к). Затем составили три подгруппы по дисциплинам специальности (Гр сп), и по четыре подгруппы для дисциплин элективов 1 и 2, с учетом выбора аспирантов (Гр э1, Грэ2) (Рис. 275).

Пример распределения по группам аспирантов 3 курса

Рис. 275 Пример распределения по группам аспирантов 3 курса

Рабочий учебный план кафедры

В каждом учебном семестре на основании рабочего учебного плана для всех учебных дисциплин, закрепленных за кафедрой составляется рабочий учебный план кафедры по дисциплине. В нем определяется:

  • набор модулей, изучаемых в данном семестре;
  • виды и последовательность учебных занятий;
  • шкалу и матрицу контрольных испытаний;
  • при наличии балльно-рейтинговой системы, весовые коэффициенты текущего контроля успеваемости.

Разберём формирование рабочего учебного плана кафедры агрохимии и биохимии растений по учебной дисциплине «Биогеохимия стабильных изотопов» для аспирантов 2 курса факультета почвоведения в весеннем семестре 2015 года. Сначала определяются виды текущего контроля успеваемости (ВК) (Рис. 276).

Пример набора видов текущего контроля успеваемости

Рис. 276 Пример набора видов текущего контроля успеваемости

Затем выбирают виды деятельности обучающихся, которые будут контролироваться (ВД). Задаются для них типы выставляемых оценок (Рис. 277).

Пример привязки типа оценки к контролируемому виду деятельности обучающихся

Рис. 277 Пример привязки типа оценки к контролируемому виду деятельности обучающихся

Определяется структура текущего контроля. Для каждого типа учебного занятия, предусмотренного программой данной учебной дисциплины, определяются точки контроля, которые будут использоваться при изучении учебной дисциплины в данном семестре. Для каждой контрольной точки, в зависимости от вида контролируемой деятельности и привязанного к нему ранее типа оценки, выбирается максимальное и минимальное значение, шаг (Рис. 278).

Пример структуры текущего контроля

Рис. 278 Пример структуры текущего контроля

Затем вводится тематический план занятий и задаются точки текущего контроля успеваемости (Рис. 279).

Пример тематического плана занятий и матрицы текущего контроля успеваемости

Рис. 279 Пример тематического плана занятий и матрицы текущего контроля успеваемости

При наличии балльно-рейтинговой системы, для каждого вида контроля задается плановое значение, определяющее его вес в итоговом рейтинге. При необходимости, эти значения могут быть детализированы по каждому типу контрольных точек. На основании заданных плановых значений, количества точек контроля в матрице и значений, определенных в структуре текущего контроля, рассчитываются весовые коэффициенты текущего контроля успеваемости (Рис. 280).

Пример весовых коэффициентов текущего контроля успеваемости

Рис. 280 Пример весовых коэффициентов текущего контроля успеваемости